ТОП новини

Календар

«    Вересень 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода

Пошук

Опитання

Які новини Ви вважаєте найцікавішими?


Архів новин

«    Вересень 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новини Херсонської області



XML error in File: http://newsbriz.ks.ua/rss.xml




Як херсонські депутати працюють в свої приймальнях




У Лазурному триває будівництво Центру олімпійських видів спорту




XML error in File: http://goodok.ks.ua/engine/rss.php


Что на самом деле Пасха?

  • Переглядів: 223
Что на самом деле Пасха?

У православных христиан Пасхальные праздники – едва ли не самые любимые дни в году. Еще с детства для большинства из нас дни святой Пасхи были, и очевидно и по сей день остаются, наполненными особой праздничной атмосферой. Естественно, что среди прочего, эту атмосферу создают старинные церковные и народные обычаи. Часто они «поддерживают» друг друга, порой – противоречат. И именно об этом хотелось бы кратко сейчас вспомнить.

Как известно, одним из основных обрядов Пасхи есть чин благословения и освящения Куличей, Пасхального Агнца, молока, масла и другой пищи. Так уж у нас сложилось исторически, что к сожалению, невероятно глубокая по своему содержанию наиболее значимая и праздничная Литургия году – именно на Пасху – больше всего профанируется. Вместо логического завершения Четыредесятницы и Страстной недели сознательным участием в Евхаристии, и в просто невероятных ночных богослужениях, которые являются реальным синтезом богослужений всего года, скорее всего, полусонные люди выстаивают только ради того, чтобы освятить корзинки и как можно быстрее сесть за стол.

Так в последствии, с годами, все больше стал заметен определенный «сдвиг» мирянского сознания. Поскольку для убедительного большинства из них не Литургия, а именно освящение Куличей стало центром Пасхального богослужения, то нет ничего удивительного в том, что освящение яиц и калачей, в свою очередь, в народном сознании не могло не трансформироваться в такую-себе псевдоцерковную, а точнее – вполне языческую, антицерковную обрядность.

Здесь можно вспомнить невероятное количество обрядов и традиций, сопровождающих сам «ритуал» посещение храма на Пасху. Для суеверных людей имеет значение все что угодно, только не основное: когда именно надо прийти, где именно стать, какой рукой передавать деньги, сколько именно этих денег должно быть, какой рукой брать свечу, куда ее потом ставить, или как принести домой. И главное не перепутать где в свечи верх, а где низ! Конечно, для с христианина, для действительно церковного человека, все эти вещи полный бред. Более того, верить в это – страшный грех, нарушение Первой Заповеди Господней.

Другой разновидность суеверий связан с ассортиментом посвященных на Пасху еды и вещей. Напомню, что освящать нужно только яйца, хлеб (кулич), молоко, масло и мясное. Однако следует помнить, что по канонам Церкви, в середину храма категорически недопустимо заносить ничего мясного. Поэтому, если в вашей корзине есть колбаса или ветчина – старайтесь не нарушать принципы церковного благочестия и оставляйте все принесенное перед храмом. Никто не украдет.

Некоторые верующие считают, что пищевые остатки с пасхального стола (крошки кулича, скорлупу яйца, шкурки от колбасок) следует тщательно собирать и закапывать на огороде. Действительно ли это так? Нет, не так. Это, конечно, очень хорошо, когда люди ищут дополнительные способы благочестия. Однако, как учат нас опытные духовники, не будет ничего греховного в том, что после потребления, мы просто уберем остатки пищи точно так же, как это делаем с остатками всех других продуктов. Разве только пасхальные блюда, освященные молитвой? Совсем нет. Мы молимся каждый раз садясь к столу!

Другое дело, когда ведем речь о специальные наклейки на яйца, на которых было нанесено христианские символы или даже иконы. В таком случае, действительно нужно их уничтожить особым способом, а еще лучше – никогда их не использовать. Самый простой способ – сжечь или просто закопать в места где никто не ходит. Если же у вас такой возможности нет, а вы знаете, что в вашем храме для этого есть возможности, то правильно уничтожить отходы смогут церковные прислужники, под бдительным присмотром священника. Более того. Анализируя содержание молитв освящения можно легко заметить, что это молитва не столько для освящения пищи, как молитва за тех, кто их будет потреблять. В главной молитве на освящение куличей просим Бога освятить хлеб «на спасение души, на здоровье телесное и защита против всех недугов, всякого враждебного подвоха, через Господа нашего Иисуса Христа».

Стоит ли освящать нож, которым потом режут куличи и все остальное из корзины? Существующая в многих регионах Украины практика освящена «специального» ножа для того, чтобы им разделять пасхальную трапезу, не имеет под собой никакого церковного почвы. Напомним, что освящать стоит только продукты, от которых мы сдерживались на протяжении Великого поста, и то не все. Церковь знает освящения «копия» специального богослужебного ножа, который используется во время Литургии. Но практика, когда освящаются ножи – самоуправство. Если уже такое есть, то во-первых нож должен использоваться только для одной цели – использования на пасхальной трапезе, и больше ни для чего. Во-вторых, его освящать надо было бы один раз и навсегда, ибо нет не может потерять благодать своего освящения. И конечно, самое главное – что молитва, которая читается для освящения над блюдами, не имеет никакого отношения ни к освящению ножей, ни к освящению других столовых приборов.

И можно ли освящать вино, так как сейчас это делают? Нет! Это часть злого бесовского шутки с людьми. Дьявол часто соблазняет мыслью, что водку пить нельзя, а вино можно сколько влезет. Особенно потому, что вино пьют даже во время Причастия в церкви. Хотелось бы напомнить, что хоть для причастия и действительно употребляется красное вино, но после освящения и разбавления теплотой это уже не обычное вино, а особая родная. С другой стороны, если кто-то хочет видеть в Крови Христовой лишь алкогольный напиток, то должен напомнить, что количество алкоголя в Причастии настолько незначительна, что допустима даже младенцам. Немного вина на пасхальной трапезе выпить можно, но освящать молитвой ни вино, ни водку, как это часто делают – потребности нет никакой.

Напоследок напомню, что освящение куличей и пищи бывает после праздничной Литургии в воскресенье рано утром. Если есть особые потребности (нехватка духовенства, большое количество богомольцев ), то освятить блюда можно и в субботу. Однако ничего освященного до пения «Христос Воскрес!» употреблять нельзя. Куличи освящаются на церковном дворе или в притворе храма. При необходимости – в частных домах перед убранным столом.